Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Муниципальное образование Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области
официальный сайт

  • 21 октября 2011

    2011 год

    Настоящее Бюджетное послание подготовлено в соответствии со статьей 28 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Кирово-Чепецкий район и определяет основные направления и ориентиры бюджетной политики в Кирово-Чепецком районе на 2012- 2014 годы.

    В послании отражены вопросы и проблемы, которые я считаю важными и принципиальными, требующими решения на предстоящий трехлетний период. Учитывая, что в районе складывается благоприятная ситуация с экономике, идет увеличение доходной части бюджета, было принято решение о формировании бюджета муниципального района не на один год , а на трехлетнюю перспективу. На данное решения повлияло также принятие областного бюджета на три года, что, безусловно, позволит нам более эффективно осуществлять планирование и более конкретно определять приоритеты и ставить задачи.

    Итак, основными направлениями бюджетной политики на 2012 – 2014 годы должны быть меры, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста, улучшение качества жизни жителей района, развитие местного самоуправления.

    Для этого необходимо выполнение следующих условий:

    - среднесрочное бюджетное планирование, что позволяет установить четкую взаимосвязь между приоритетами социально-экономического развития района и проводимой бюджетной политикой;

    - обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;

    - повышение эффективности бюджетных расходов.

    Бюджет на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов будет очень сложный с точки зрения его сбалансированности, так как

    - бюджет района является дотационным и, соответственно, имеет очень большую зависимость от финансовых ресурсов и решений вышестоящего областного бюджета, а также,

    - в следующем году должен быть сформирован муниципальный дорожный фонд.

    В сентябре текущего года были внесены изменения в бюджетный процесс Кирово-Чепецкого района и предусмотрено создание дорожного фонда муниципального района для финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования муниципального района (местного значения). В качестве источников определены доходы от транспортного налога и межбюджетные трансферты из областного бюджета

    Безусловно, объем средств, направляемых на дорожное хозяйство, будет значительно выше аналогичных расходов текущего года. Необходимо ввести в практику заключение долгосрочных контрактов, как минимум в рамках трехлетнего бюджета, что должно увеличить эффективность бюджетных расходов, снизить стоимость дорожных работ.

    1. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ

    В текущем году сохраняется положительная динамика в основных сферах экономики района, отмечается рост производства в сельском хозяйстве, выросли денежные доходы населения.

    Увеличение налоговой базы по отдельным налогам, обусловили положительную динамику доходов бюджета, о чем говорят результаты исполнения бюджета муниципального района текущего года и рост объема доходов относительно прошлого года, достигнутый в основном за счет налога на доходы физических лиц.

    По прогнозам данная тенденция продолжится и в будущем.

    В этой связи на первый план выходит проведение работы по мобилизации собственных доходных источников бюджета и их наращиванию.

    С 1 января 2012 года в целях укрепления доходной части бюджетов передается дополнительный норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения до 50% (в 2010 году нам передали 5%, в 2011 до 10%). В результате, в бюджет 2012 года дополнительно поступит 4 млн.рублей или 5% от общего объема налоговых и неналоговых доходов.

    Рост доходов должен быть обеспечен за счет улучшения администрирования налогов уже поступающих в бюджет района. Такой же контроль должен быть усилен и администраторам неналоговых доходов.

    В прошлом году, в том числе и при рассмотрении бюджета, остро ставился вопрос роста задолженности по платежам в бюджет. На сегодня наблюдается снижение недоимки. До конца текущего года и на перспективу следует сохранить достигнутый результат и добиваться дальнейшего снижения.

    Необходимо продолжить практику совместной деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления с налоговыми и другими контролирующими органами, направленную на соблюдение налогоплательщиками действующего налогового законодательства.

    Налог на доходы физических лиц – основной источник, формирующий собственную доходную базу бюджета муниципального района и бюджетов поселений, и наиболее стабильный по поступлению.

    Учитывая планируемое повышение заработной платы в бюджетной сфере, при прогнозировании поступления налога на доходы физических лиц в перспективе мы взяли за основу оптимистический вариант развития экономики района. Рассчитанный на основе фонда оплаты труда прогноз налога – считаю реальным к исполнению.

    Перед нами, как и прежде, стоит такая непростая, но важная задача по изысканию резервов данного источника за счет повышения эффективности работы по легализации скрытой заработной платы и доведению ее до среднего уровня по отрасли. В результативности этой работы должны быть заинтересованы все и, в первую очередь, органы местного самоуправления. Считаю необходимым занять более активную позицию нетерпимости по отношению к работодателям, выплачивающим заработную плату в конвертах и создающим неформальный рынок труда.

    Заметную роль в расширении налоговой базы стало играть малое предпринимательство.

    Доля занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к экономически активному населению в 2010 году составила 36,5%. В прогнозируемом периоде будет наблюдаться положительная динамика этого показателя к 2014 году, удельный вес составит 40,2%.

    Оборот субъектов малого предпринимательства по всем видам экономической деятельности в 2010 году составил 45,8% в общем объеме оборота.

    Работа именно с сектором малого и среднего бизнеса должна стать устойчивой основой роста собственной доходной базы муниципальных образований района.

    2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

    Учитывая сложность формирования бюджета, в ближайшее время возможности бюджета района по увеличению расходов будут ограничены. И поэтому, ключевым направлением бюджетной политики на предстоящий период должно являться повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов.

    До конца текущего года должна быть разработана и принята Программа повышения эффективности бюджетных расходов Кирово-Чепецкого района, которая должна стать продолжением успешно завершившейся в 2006 году программы реформирования финансов.

    Так же одним из эффективных направлений является размещение муниципальных заказов. На сегодняшний день система размещения заказа на территории района формируется, в августе текущего года создан орган, уполномоченный на размещение заказов. В результате должна увеличиться эффективность расходования бюджетных средств за счет планирования закупок товаров, работ и услуг, произойдет повышение гласности, прозрачности, улучшение качества конкурентной среды.

    Данный уполномоченный орган в перспективе будет иметь возможность контролировать весь процесс проведения закупки в рамках своей компетенции.

    Еще одним направление эффективности бюджетных расходов развития информационной системы, позволяющей обеспечить доступность и достоверности информации для всех заинтересованных пользователей, повышение прозрачности, открытости и подотчетности финансовой деятельности.

    Основным направлением бюджетной политики должно являться улучшение условий жизни жителей района.

    1. В своем бюджетном послании Губернатор области отметил, что с 2012 года приоритетным направлением в области социальной поддержки является поддержка материнства и детства и в первую очередь многодетных семей. Нам предстоит работа по предоставлению многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного хозяйства на территории района.

    Кроме того, запланировано обеспечение питанием учащихся 1 и 2 классов сельских общеобразовательных школ.

    2. Так же в своем послании Губернатор остановился о необходимо вывести на более высокий и качественный уровень проведение оздоровительной кампании для детей. На территории нашего района ежегодно организуются оздоровительные лагеря при сельских школах. Учитывая важность данного мероприятия, необходимо приложить все усилия по организации приятного и самое главное, отвечающего всем требованиям надзорных органов и родителей, отдыха.

    3. Все более актуальной проблемой в области дошкольного образования становится проблема дефицита мест в детских садах.

    Для частичного решения проблемы, связанной с дефицитом мест, ведётся реконструкция и ремонт муниципальных дошкольных образовательных учреждений п. Ключи, с. Пасегово, с. Фатеево, д. Шутовщина, что позволит дополнительно создать 70 мест.

    Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, пока не удается обеспечить всех желающих местами в детских дошкольных учреждениях. В 2012 году запланировано открытие 3 групп в с. Пасегово, с. Полом, с. Филиппово на 45 мест.

    4. С 1 января 2012 года изменится финансирование расходов по оказанию медицинской помощи. Данные расходные обязательства отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Поэтому на 2012 год и плановый период при формировании бюджета района расходы на здравоохранение будут исключены.

    Но вместе с тем, за качеством оказания медицинской помощи и доступностью медицинских услуг контроль останется за органами местного самоуправления.

    5. Другим, не менее важным вопросом для района остается повышение качества образования. Необходимо обеспечить развитие информатизации образовательных учреждений, провести организацию подготовки к введению федеральных государственных образовательных стандартов.

    Серьезной проблемой в сфере образования является состояние здоровья школьников, в том числе связанное с заболеваниями органов пищеварения. Несмотря на то, что охват горячим питанием школьников составляет 87%, устаревшее оборудование не позволяет использовать современные технологии производства пищевых продуктов.

    В целях реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях необходимо предусмотреть в бюджете средства на реализацию мероприятий по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Кирово-Чепецкого района.

    6. На предстоящий трехлетний период необходимо также значительное внимание уделять развитию физической культуры и спорта.

    В истекшем году мы начали ремонт беговой дорожки Просницкой школы, на эти цели предусмотрено 80 тыс.рублей. На следующий год необходимо завершить данный ремонт, что обеспечит возможность проведения районных спортивных мероприятий.

    2012 год объявлен в районе «Годом культуры и спорта».Планируется проведение межрайонных и областных спортивных мероприятий, фестивалей народного творчества, смотров и конкурсов. Наша задача – повышение качества услуг в сфере организации досуга, библиотечного обслуживания жителей района.

    7. С 1 января 2012 года завершается переходный период и вводятся новые формы финансирования бюджетных учреждений. Нужно заблаговременно принять все необходимые для этого решения, качественно сформировать муниципальные задания и нормативы их финансового обеспечения. Это позволит снять устаревшие и избыточные ограничения работы.

    Формирование новых подходов к бюджетным учреждениям с одной стороны должно дать большие и разносторонние возможности комплексного решения поставленных задач перед учреждением, с другой стороны значительно повысить уровень ответственности и нагрузки на руководителя, а также требования к его профессионализму.

    8. При формировании бюджета на текущий год значительная работа проведена по расширению применения программно-целевого метода. Финансирование в рамках программ в 2010 году было 11% , в текущем 2011 году 54%. При формировании бюджета необходимо учесть в рамках долгосрочных или ведомственных программ не менее 70% расходов, чтобы оценить эффективность использованных средств на основании полученных результатов и выявить недостатки.

    9. Как инструмент развития района мы рассматриваем привлечение инвестиции. Здесь есть два направления:

    1) привлечение средств из областного и федерального бюджета при выполнении условий софинансирования. Мы должны заранее и тщательно готовить заявки, иметь проекты и сметы. Инициатива должна исходить от нас! Так же необходимо поддерживать исполнительскую дисциплину в реализации федеральных и региональных законов и норм.

    2) привлечение средств в район в рамках государственно-частного партнерства

    Цель взаимодействия бизнеса и государства – это не только привлечение финансовых средств, но и поиск оптимального со всех точек зрения решения для реализации того или иного проекта.

    На ближайшее время просматриваются два объекта– это Просницкий лицей и ремонт дороги до ст.Бумкомбинат.

    10. Ежегодно сфере жилищно-коммунального хозяйства уделяется очень много внимания, продвигаются вопросы в решении проблемы износа основных фондов ЖКХ: В текущем году за счет средств местных бюджетов направлено на капитальные ремонты и приобретение оборудования более 2 млн.рублей, из областного бюджета в рамках областных целевых программ модернизации жилищно-коммунального хозяйства и программы поддержки местных инициатив направлено 5 млн. 112 тыс.руб.. В этом году впервые привлечены средства населения 306 тыс.рублей . Так же в этом году впервые на приобретение и монтаж котла в Пасегово привлечены средства предприятия ЖКХ в качестве софинансирования в размере 175 тыс.рублей.

    На ближайшую перспективу финансирование мероприятий модернизации жилищно-коммунального хозяйства необходимо также сосредоточить на тех объектах, поддержка которых позволит улучшить условия проживания граждан и стабилизировать тарифную политику на коммунальные услуги.

    Кроме того, нужно продолжить направление, связанное с установкой коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой и электрической энергии.

    При формировании расходов необходимо обеспечить реализацию федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», для чего предлагается применить сокращение лимитов потребления энергоресурсов на 3% к уровню 2011 года. Второй год в полной мере работает муниципальная целевая программа «Повышение эффективности энергопотребления и энергосбережение в Кирово-Чепецком районе».

    Задачи по повышению энергоэффективности необходимо решать за счет укрепления материально-технической базы муниципальных учреждений и усиления ответственности органов местного самоуправления, осуществляющих реализацию мер по энергосбережению в рамках реализации данной программы. Мы со своей стороны будем стимулировать заинтересованность учреждений путем сохранения достигнутой экономии и перераспределения ее на другие нужды этих же учреждений.

    11. Очень актуальной для района является проблема ветхого и непригодного для проживания жилья. В этом году удалось помочь 140 жителям в двух сельских поселениях и переселить их в новые дома. На эти цели привлечено 44,8 млн .рублей из Фонда содействия реформированию ЖКХ и 6,8 млн.рублей софинансирование из областного бюджета. В следующем году необходимо приложить все усилия, своевременно подать заявку и качественно подготовить документы для участия в федеральной программе. С 2013 года Фонд прекращает свою деятельность и, соответственно, в 2013 и 2014 годах проблему придется решать силами местных бюджетов.

    12. Поддержка сельского хозяйства осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов

    В своем бюджетном послании Губернатор области отметил, что на предстоящую перспективу поддержка сельского хозяйства будет продолжаться: будут выделены средства на поддержку племенного животноводства, поддержание почвенного плодородия, сортообновления, технической и технологической модернизации, производства молока, а также по возмещению части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам и других направлений. Продолжиться поддержка через развитие социальной и иной инфраструктуры, улучшение жилищных условий молодых семей, молодых специалистов и граждан, проживающих в сельской местности.

    Кроме того, необходимо продолжать работу по организации продовольственных рынков и сельскохозяйственных ярмарок с прямым участием сельхозтоваропроизводителей.

    Провести инвентаризацию оформленных в собственность или взятых в аренду земель сельскохозяйственного назначения, продолжить работу с оформлением невостребованных земельных долей в сельских поселениях и ввести их в сельскохозяйственный оборот предприятий или путем привлечения инвесторов.

    Необходимо оказывать дополнительную поддержку сельскохозяйственным предприятиям, увеличивающим посевные площади и поголовье скота, путем присоединении, а также выкупа слабых или бывших хозяйств.

    13. Особого внимания со стороны органов власти всех уровней требуют вопросы обеспечения безопасности населения района. В связи с чем, в текущем году мы дополнительно направляем 140,0 тыс. рублей на осуществление мероприятий по предупреждению лесных пожаров, в том числе на приобретение материалов, оборудования к специализированной техники.

    В 2012 году планируем расходы на содержание единой диспетчерской службы в размере 687,6 тыс. рублей.

    3. ПОЛИТИКА В СФЕРЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    В целях обеспечения органами местного самоуправления сельских поселений района своевременного решения вопросов местного значения, планируется, как и в предыдущие годы, предоставлять средства на выравнивание в виде дотаций.

    В свою очередь органы местного самоуправления обязаны предпринять все усилия по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджеты сельских поселений.

    Местным органам власти следует повысить бюджетную отдачу от использования муниципального имущества, в том числе за счет усиления контроля за выполнением условий договоров аренды, за внесением арендной платы.

    Хорошим стимулом для увеличения доходов поселений является стимулирование из областного бюджета: в текущем году поступили средства в размере 346 тыс. рублей, направленные на активизацию работы органов местного самоуправления сельских поселений по введению самообложения граждан и привлечению безвозмездных поступлений в виде добровольных пожертвований от граждан, а также 3 млн. 777 тыс. рублей на реализацию проекта по поддержке местных инициатив.

    С 2012 года соотношение к доходам, собранным от самообложения, будет увеличено: один рубль, собранный поселением, и один рубль, дополнительно выделяемый из областного бюджета.

    В следующем году следует продолжить практику предоставления грантов сельским поселениям района за достижение наилучших значений по результатам оценки качества организации осуществления бюджетного процесса.

    В 2011 году мы предоставили гранты трём лучшим сельским поселениям (Коныпское, Селезеневское, Фатеевское).

    В заключение, хочу еще раз отметить, что предстоящий год, а также последующие 2013 и 2014-й, разумеется, не окажутся простыми, поэтому все органы власти должны проводить ответственную бюджетную политику, обеспечивающую максимальную эффективность бюджетных расходов и социально-экономическое развитие района.

    Наша задача принять реальный бюджет, который будет уверенно гарантировать выполнение социальных обязательств перед жителями нашего района.




Возврат к списку