Вернуться к обычному виду
Муниципальное образование Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области
официальный сайт

  • Культурное наследие

    Памятники истории и культуры

    В 1763 году началось строительство церкви в селе Фатеево. За 5 лет церковь была построена. В 1768 году при царствовании царицы Екатерины II, церковь была включена в число действующих. Служителей церкви в то время было 5 человек, а церковный приход обслуживал 30 деревень.

    Церковь в селе Фатеево

    К Богородицкой церкви была приписана Деревянная часовня при селе. Это одна из немногих часовен, сохранившихся на территории Кировской области до наших дней. Была построена в 1870 г. Усердием Салтыковского сельского общества. Разрешение на ее возведение дал сам император Александр II, а сообщил об этом министр государственных имуществ 30 июня 1866 г. Часовня была поставлена местными крестьянами в память «об избавлении Государя Императора Александра II от руки злодея 4 апреля 1866 г.». Убранство часовни составляли две иконы: святого благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца.

    В 1912 году была проведена перепись, по этой же переписи в селе Просница была церковь с часовней, в ней работало 2 священника, псаломщик и дьякон.

    Церковь с часовней в с. Просница

    На высокой горе, у подножия которой протекает небольшая речушка Каменка, красуется село Каринка. Далеко видны купола Вознесенской церкви, старейшей в области. Первое упоминание о нашем селе относится к 1674 году, когда на месте лесного массива была построена деревянная церковь. Через 70 лет, в 1746 году, вместо деревянной церкви была построена каменная тёплая церковь, в том же году она была освящена, а шеснадцатью годами позднее (1765) построен новый холодный храм во имя вознесения господня. Иконы во вновь построенном храме писали местные живописцы.

    Деревянная же колокольня просуществовала до конца 17 века и стала приходить в ветхость, поэтому 15 июля 1795 года священник Вознесенской церкви Тимофей Мышкин и выборный крестьянин Яков Дресвянников из деревни Кулибинцы просили православнейшего Лаврентия дать благословение на постройку новой каменной колокольни. Изготовление кирпича для колокольни происходило на месте под руководством Фёдора Зорина. Кладку колокольни производил мастер каменных дел из Котельнического уезда – Ермолай Спицын по проекту губернского архитектора – Ф.М. Рослякова. Строительные работы продолжались 8 лет с 1793 по 1801 года, отделлочные работы заняли весь летний сезон 1801 года.

    Колокола на колокольню для Вознесенского храма, а их было 13, лили знаменитые вятские колокольных дел мастера – братья Бакулевы. Самый большой колокол весил 208 пудов и 5 фунтов (3292 кг) был отлит в 1819 году в городе Слободском Алексеем Ивановичем Бакулевым, на нём образ спасителя архангела Михаила.

    Но холодный каменный храм простоял чуть более 30 лет, и в его стенах образовались большие трещины. Поэтому прихожане во главе с церковным старостой Терентием Ситниковым и священослужителем подали прошение епископу Инокентию.

    Возведение холодного каменного храма по проекту вятского губернского архитектора Тимофеева производил мастер каменных дел крестьянин из Нижегородской губернии василий Григорьевич Блинов.

    Храм был освящён в 1848 году протоиреем Ржанополомского села Василием Малётиным.

    Самые ранние сведения об убранстве церкви относятся к 1870 году. Жители села на сходе в первое воскресенье Великого поста 1874 года признали необходимым обновить внутренность холодного храма, в главном и двух боковых алтарях. На сводах алтарей выполнить живопись. Стены расписать под белый мрамор, позолотить карнизы и панели, « оные обвести лентой позолотного орнамента». Живописные работы прихожане решили провести на свои средства, не касаясь церковных сумм: кто богаче, давали на целые полотна, а бедные кто что мог.

    Живописные украшения покрывали только купол холодной церкви и своды алтаря. В куполе было помещено «Царство славы», в своде главного алтаря «Святая Богородица с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Крестителем».

    Крыши были окрашены зелёной краской, а кресты позолочены.

    Пол в холодном храме был покрыт опочными (известковыми рисунками. Колокольня стояла отдельно от церкви) плитами, в тёплом – чугунными рельефными рисунками, колокольня стояла отдельно от церкви.

    Свято-Троицкая церковь села Кстинино К-Чепецкого района. Правый придел – в честь архангела Михаила, левый – в честь святителя и чудотворца Николая, средний – в честь иконы Иверской Божией Матери.

    Свято-Троицкая церковь с. Кстинино

    Церковь находится на крутом повороте старого Казанского тракта, в центре села, эффектно замыкая перспективу дороги. Месторасположение Свято-Троицкой церкви обусловлено прохождением трассы Киров-Казань в нескольких метрах от здания. Владелец здания – приходская община, которой в 1944 году указом Владыки Вениамина он был передан.

    Дата построения. Архангельский погост на Кстинино в Березовском стану впервые упоминается в 1615 году в Дозорной книге князя Звенигородского. Новая теплая каменная церковь была построена в середине Х1Х века в стиле «провинциального классицизма», которая соединила старый храм с колокольней. В исторической справке А.Г.Тинского говорится, что кирпичная колокольня храма была построена во второй половине ХУ111 века. Колокольня имеет своеобразный и интересный новый архитектурный образ. Реставрационные работы по обновлению храма были проведены в 1856-1860 гг. Строительная периодизация.

    1615 год – появление архангельского погоста на Кстинине (холодная, деревянная церковь).

    1683 год – вятский архиерей Иона благословил строительство большого белокаменного храма. Не прошло и 10 лет, как он был построен.

    8 июля 1728 года – владыка Алексий подписал грамоту об устранении придела в трапезной Архангельского храма в честь Николая Чудотворца.

    1750 год – был устроен данный придел.

    Лето 1754 года – была разобрана деревянная церковь.

    1760 год – переустройство глав (средняя обита лемехом покрашена зеленой краской, а 4 боковые – покрыты сусальным золотом).

    В середине Х1Х века трапезная Архангельского храма с Никольским приделом была разобрана до основания.

    1856 год – построена новая теплая каменная церковь.

    1856-1860 годы – Кстиниский храм стал называться Свято-Троицким.

    Автор и заказчик. История не сохранила имен искусных строителей храма, но можно предположить имя вероятного жертвователя, чей вклад в строительство был решающий: Гавриил Петрович Машковцев (купец из с.Кстинино, родоначальник многочисленной ветви богатых вятских купцов и заводчиков, таможенный глава г.Хлынова, построивший в нем на свои средства Царево-Константиновскую церковь).

    Декоративное убранство фасадов выполнено из кирпича и по своему характеру разительно отличается на всех трех разновременных его частях: холодной церкви, колокольни, трапезной.

    Формы и отдельные элементы декора идут от нарышкинского барокко. Ярусность на фасадах четверика подчеркнута введением во втором ярусе новых элементов: спаренных полуколонок, разделенных зубцом. Углы четверика на первом ярусе выделены лопатками: Южный фасад декорирован значительно богаче северного. Живописные оконные наличники здесь завершаются сложными или несколько упрощенными кокошниками. Оконные проемы в апсиде оформлены также, как окна на южном фасаде четверика. В сопряжениях полукружий здесь поставлены колонны, а под довольно простым карнизом пущен аркатурный пояс, подчеркнутый валиком.

    image004.png

    Село Пасегово было основано в первой половине 17 века и упоминается уже в 1654 году в переписной книге писца Караулова. Быстрый рост населения и близкое расположение Хлынова. Откуда можно было пригласить редких ещё в то время мастеров каменных дел, позволили прихожанам в начале 18 века начать строительство кирпичной Знаменско-Богородицкой церкви. Все без исключения библиографические источники датируют окончательное построение церкви 1726 годом.

    По объёмно-планировочному решению и характеру декора холодная Знаменско-Богородицкая церковь относится к определённому типу памятников московского барокко. Дату постройки колокольни можно указать лишь приблизительно. Это может быть любой год с 1767 по 1782 года. В 1817 году решают строить новый теплый придел. В ноябре 1818 года был подготовлен, а несколько позднее освящён во имя Св.Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова правый придел новой церкви. Спустя три года, в ноябре 1821 года, освятили и левый придел.

    В начале второй половины 19 века духовенство затевает новые работы по благоустройству и увеличению площади трапезной. В 1855 году в церкви позолотили иконостас, а в 1858 году было решено начать ещё одно расширение тёплой церкви и устройство новой церковной ограды.

    Таким образом, на основании изучения архивных материалов и библиографии, историю формирования памятника архитектуры Знаменско-Богородицкой церкви можно представить в такой хронологической системе:

    1726 год (или годы близкие к этой дате) – окончание строительства холодной церкви;

    1740 год – освящение главного престола во имя Знамения Пресвятой Богородицы;

    1782 год – сооружение мастером каменных дел И.Д.Коршуновым колокольни (указаны крайние даты периода времени, в течение которого была построена колокольня);

    1817 год – начало строительства новой двухпридельной тёплой церкви: автор проекта – Н.А.Андреевский; строитель – мастер каменных дел И.П.Бачурихин;

    1817 год (вторая половина) – устройство входного проёма вместо окна в южной стене четверика холодной церкви;

    1818 год – окончание строительства трапезной;

    1818 год(ноябрь – декабрь) – освящение во имя Св.Ап. и Св. Иоанна Богослова правого предела;

    1821 год – освящение во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы левого придела;

    1833 год – постройка вместо деревянного каменного яруса звонов и нового завершения на колокольне; автор проекта – архитектор И.Д.Люссар-де-Невиль;

    1840 год – перестройка завершения холодного храма;

    1845 – устройство на алтаре, а несколько позднее и на трапезной железной кровли;

    1855 – золочение иконостаса (не сохранился);

    1861 – расширение трапезной и строительство крытого перихода к первому ярусу колокольни; проект мог быть выполнен либо губернским архитектором И.Т.Соловкиным, либо архитектором Глазыриным

    середина 19 века – покрытие стен холодной церкви масляной живописью;

    последняя треть 19 века – строительство каменной церковной ограды

    начало 20 века – сооружение двух каменных пристроев с южной и северной сторон первого яруса колокольни.

    СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ
    д. ВЯЗ
    (Пасеговское сельское поселение)

    Словно напоминание и укор нам живущим стоит этот старинный храм, окруженный безмолвием. На месте несуществующего уже села Вяз, что неподалеку от Пасегова. Когда то храм этот называли Вязовской Спасской церковью, и считалась она одной из красивейших в губернии. Разрешение на постройку здесь деревянной церкви было получено от митрополита Ионы еще в 1695 году. Позднее она дважды перестраивалась: еще раз из дерева и в 1783 году—из кирпича. И всякий раз строили на народные деньги.

    В 1939 году на Спасскую церковь начались гонения. Она была очищена от золотой и серебряной утвари, ее приспособили для нужд колхоза и довели постепенно до состояния полного упадка. Среди икон церкви значились: храмовая икона Спасителя, икона Богородицы.

    Поставлен в 1983 году на охрану государством. В акте обследования (1993 год) проверяющие записали: «...состояние храма удовлетворительное». Хотя к тому времени жесть на куполах истлела, кровли между основной колокольней и основной церковью не было, кровля полуразвалилась, лестница внутри церкви рухнула.

    В томе «Энциклопедии земли Вятской», посвященном архитектуре, написано: «...Входная часть Спасской церкви с. Вяз (1773-1783) своей усложненностью напоминает устюжские образцы...». То есть речь идет одновременно и о древности храма и о его особой архитектуре, отличающейся чудесной резьбой по камню, внешней красотой.

    БУРМАКИНСКИЕ КЕДРЫ

    Бурмакинские Кедры

    В краеведческом отделе библиотеки имени Герцена можно найти «Вятские губернские ведомости» — предшественника современных периодических изданий. В данном случае они интересны нам тем, что в №89 за 1878 г., например, предлагали своим читателям следующую информа­цию: «Крестьянин деревниМашковцевы Иван Васильевич Машковцев с трёхлетнего возраста потерял зрение от натуральной оспы. Сознавая своё безвыходное положение и неспособность к неспособность к крестьянским работам, он задался мыслью хоть чем-нибудь обеспечить свою будущность. С этой целью он приобрел несколько десятков кедровых орехов, посадил их у себя в ограде, за прорастанием которых имел

    постоянно тщательный уход. Через некоторое время выросли деревья, которые приносили плоды». Вот откуда стала известна дата посадки первых бурмакинских кедров! Вполне понятно, что результатов высадки орехов пришлось ждать очень долго, но в итоге все же выросли деревья, возмужали и начали давать большие урожаи. «Машковцев ими пользовался в течение 70 лет и имел средство от них к существованию. В настоящее время кедровой роще более полутораста лет. Ею пользуется внук Машковцев Иван, имеющий от роду 70 лет и получающий с неё доход до 50 рублей в год». Эта статья была опубликована 120 лет назад!

    Древесными дарами пользовались его сыновья и их семьи, а затем внуки и правнуки. Уже в советское время после коллективизации кедры оказались на земле вновь созданного колхоза. Местными жителями была налажена общественная охрана кедров. Боже упаси было кому-нибудь без надобности залезть на дерево! Не говоря уже о том, чтобы вблизи кедровой посадки развести костёр или устроить игрище! В пору созревания шишек деревья охраняли по очереди. А сбор шишек разрешался только самым ловким ребятишкам, которые могли их посбивать ломая ветвей. Собранный урожай делили вёдрами поровну между членами колхоза. Роща всегда была чистой и ухоженной. Такая традиция сохранялась до самой войны.

    Во время войны и после неё всё было начисто забыто, за посадками перестали следить, и они постепенно пришли в запустение. Рядом с кедрами стали пасти скот, разводить костры, распахивать землю. Уже в наши дни один «умник» додумался до того, что ударами ножа бульдозера стал стряхивать шишки... У деревьев начали ломаться ветви, оголяться корни и сохнуть вершины, образовывались дупла. Кедры стали потихоньку гибнуть. На это обратили внимание только в 1962 году, когда от рощи осталось 17 плодоносящих деревьев. Спохватившись, в тот же год их объявили памятником природы специальным решением облисполкома, а ответственность за охрану возложили на совхоз «Бурмакинский», являющийся землепользователем. Контроль за охраной поручили сельскому совету, а уход за кедрами — учащимся средней школы. Вокруг остатков рощи сделали изгородь, установили информационный щит. Но всё это уже не могло спасти ситуацию...

    image006.jpg

    В настоящее время сохранилось всего 6 деревьев, из которых только два кедра в хорошем состоянии и не имеют повреждений, остальные засыхают. Высота плодоносящих деревьев около 40 метров, а окружность стволов достигает трёх метров. Возраст сохранившихся патриархов более двух веков! В своё время И.ВМашковцев построил своим сыновьям два дома и обязал их посадить на своих усадьбах кедры, что те и сделали. Брали семена и их соседи, другие обитатели села и ближайших деревень. Потому в Бурмакино и его окрестностях на месте сселённых деревень сейчас насчитывается свыше 250 плодоносящих кедров.

    Несмотря на значительные потери, машковцевские кедровые сосны до сих пор представляют большой интерес для науки и практики ведения лесного хозяйства как образец успешной культивации их за пределами естественного произрастания кедра. Это важно ещё и потому, что они — самые старые из всех посадок кедра во всем Нечерноземье.





    Дата создания: 30.07.2014 02:01:25

    Дата изменения: 29.06.2016 18:23:34

Возврат к списку